Теоретические концепции и их отличие от дашизма. Старообрядчество
Старообрядчеством, или древлеправославием, называют совокупность религиозных организаций и течений в русле православной русской традиции, которые были отвергнуты патриархом Никоном и царем России Алексеем Михайловичем Романовым, отцом Петра I.
Церковная реформа патриарха Никона вызвала в Русской Церкви раскол. Главные приверженцы старообрядчества вплоть до 17.03.1905 г. назывались «раскольниками». Однако в ХХ веке позиция относительно них несколько смягчилась. Сам термин сформирован от словосочетания «старый обряд», и именно в этом старом обряде кроется история старообрядцев.
В 1654 г. произошло объединение Украины и России, после чего назрела необходимость объединить группы верующих. В 1654 г. по поручению царя Алексея Михайловича патриарх Никон начал проводить церковную реформу, основные правила которой были таковы:
- для богослужения нужны были иконы исключительно греческого письма;
- переводились заново греческие книги и вносились исправления;
- «Аллилуйя» произносилось не дважды, но трижды;
- теперь писали вместо Исус - Иисус;
- во время крестного хода шли навстречу солнцу, как у католиков;
- поясные поклоны заменили земными;
- было введено крестное знамя тремя перстами, а ранний, двумя перстам, был предан проклятию.
Именно против последнего нововведения и вышли люди, среди которых были не только представители духовенства, но и крестьяне, стрелки и пр. Обвиняя патриарха Никона в греческой ереси протопоп Аввакум, нетерпимый и фанатичный противник перемен, призывал всех скинуть «ярмо ереси».
В 1656 году Собором были отлучены от церкви все, кто придерживался старых обрядов, а Аввакум вместе со своей семьёй был сослан за «многое бесчинство» в Тобольск. Итогом ссылки Аввакума стало «Житие» о многих несчастиях вызванных церковной реформой царя и Никона.
В 1682 году Аввакума сожгли заживо за «поношения великие на весь царский двор». Многие люди держались, вопреки царским наказам, старых форм обрядов, оставаясь уверенными в их правдивости.
Старообрядство делится на множество толков и согласий, как говорится в народе, что ни мужик - то толк, что ни баба - то согласие.
Раскол в Русской православной церкви в 1650-60-х гг., связанный с реформами патриарха Никона, поставил приверженцев старого обряда в трудное положение: в их рядах не оказалось ни одного епископа. Последним был Павел Коломенский, умерший в 1656 году и не оставивший после себя преемников.
По канонам Православная церковь без епископа существовать не может, ведь только он уполномочен назначать священников и диаконов. Когда из жизни ушли последние священники и диаконы дореформенного поставления, пути старообрядцев разошлись. Одна часть староверов решила, что можно прибегать к помощи священников, отрекшихся от никоновской веры. Они стали охотно принимать покинувших своего епархиального епископа священников. Так появились «поповцы».
Другая часть староверов была убеждена, что после Раскола благодать полностью покинула Православную церковь и всё, что им осталось, так это смиренно ожидать Страшного суда. Отвергнувших священство старообрядцев стали называть «беспоповцами».
Они селились преимущественно на необжитых берегах Белого моря, в Карелии, Нижегородских землях. Именно в среде беспоповцев впоследствии и появляются самые радикальные старообрядческие согласия и толки. Ключевым элементом идеологии старообрядчества стали эсхатологические мотивы - ожидание Апокалипсиса, т.е. гибель людей и Земли.
Многие толки староверов, ограждая себя от «антихристовой власти», из поколения в поколение существовали в ожидании скорого конца света. Наиболее радикальные течения и вовсе пытались его приблизить. Готовясь к последним дням, они копали пещеры, ложились в гробы, умирали голодной смертью, кидались в омут, сжигали себя целыми семьями и общинами. Пругавин А. определяет число раскольников погибших в огне до 1772 г. около 10 000 человек.
Нетовцы (Спасово согласие). Это одно из самых больших беспоповских согласий. Общая численность нетовцев на конец XX века достигала 100 тыс. человек, и проживали они преимущественно в Саратовской, Нижегородской, Владимирской областях, а также в Среднем Поволжье. Нетовцы (от слова "нет") отрицали православные святыни, обряды и многие таинства, уповают исключительно на Спасителя, который «сам ведает как нас бедных спасти».
На протяжении своего существования нетовцы старались избегать любых контактов с Православной церковью, особенно если это касалось обряда погребения. Покойников хоронили в лесу, овраге или за оградой кладбища. Таинство крещения нетовцы все же не отвергли. Они признавали возможным совершать обряд крещения в Православной церкви, толкуя это весьма своеобразно: «хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик».
Впрочем, более строгие течения обходились самокрещением, а некоторые заменяли этот обряд простым надеванием креста на новорожденного. Спасово согласие требовало от своих последователей достаточно сурового аскетизма в быту. К примеру, у них было под запретом употребление продуктов на дрожжах, с хмелем, не ели они и картофель. Существовало также табу на яркую и пеструю одежду, в связи с этим в их кругу даже сложилась поговорка: «на ком рубаха пестра, значит, душа его антихристова сестра», или «что не пестринка, то слуга бесинка». Среди нетовцев были широко распространены самоубийства в виде самосожжений.
Ды́рники - это одно из наиболее радикальных ответвлений в спасовом согласии, не признающие никаких духовных наставников. Они не почитали «новописные» иконы, потому что без священства их некому было освятить, а «старописные» — потому, что они были осквернены от обладания еретиками.
Дырники не имели специальных богослужебных помещений. Молились они либо под открытым небом, либо в помещении со специальным отверстием строго на востоке. Молиться через окно или стену для них считалось греховным. Небольшая группа дырников сейчас проживает в Центральной Сибири.
Поморское согласие. История поморского согласия берет свое начало в 1694 г., когда была основана мужская община на реке Выг. В 1723 году Выговская обитель прославилась составлением «Поморских ответов». Эта полемическая книга стала апологетической основой для защиты всего старообрядчества.
Поморцы требовали от своих последователей полного разрыва с официальной церковью, а все приходящие к ним из православия подлежали обязательному перекрещиванию. Не отказываясь от таинства, делили их на необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и остальные, без которых можно обойтись.
Серьезные разногласия в среде поморцев возникали по поводу брака. Со временем практичность восторжествовала. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству.
В советские времена поморцы были самым многочисленным среди беспоповских согласий. Сегодня большие группы их последователей проживают в Вильнюсе, Риге и Москве, С-Петербурге.
Федосеевцы. В конце XVIII века в результате споров о надписи на кресте и о браке от поморского согласия отделились федосеевцы. В 1781 году Илья Ковылин (бывший крепостной князя Голицына) основал в Москве общину в районе Преображенского кладбища.
Федосеевская община отличалась строгой дисциплиной и безоговорочным подчинением наставнику. Ее члены были обязаны соблюдать безбрачие и целомудрие. Как и многие другие беспоповцы федосеевцы считали, что в мире больше нет благодати. Всякую современную государственную власть они расценивали как сатанинскую. Из церковных таинств они сохранили лишь крещение и евхаристию. В силу непризнания православного священства федосеевцы практиковали сожитие без венчания.
Наиболее многочисленные группы федосеевцев проживают сейчас в Псковской, Новгородской, Ульяновской и Тюменской областях. Их общая численность около 200 тысяч человек.
Пастухово согласие зародилось в недрах поморского согласия, его основателем стал пастух Василий Степанов. В отличие от поморцев, пастуховцы избегали всяческого общения с гражданскими властями. Отвергали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государственного герба. Но во избежание разврата признавали брак. Крайняя степень неприятия внешнего мира накладывала на пастуховцев запрет на проживание в населенных пунктах, где находился хотя бы один государственный служащий, сторонник Православной церкви или представитель другого старообрядческого толка. Их нога никогда не ступала на каменные мостовые, как изобретения «века Антихриста».
Бегуны. В 1772 году в селе Сопелки близ Ярославля возник бегунский толк, как течение противостоящее «антихристовой власти». Основа учения бегунов – спасение от Антихриста, которого в отличие от большинства беспоповцев они воспринимали не как духовное явление, а как персонифицированную личность в облике Петра I.
Свою новую обитель бегуны видели около Каспийского моря, куда регулярно совершали паломничество. Все бегуны «самокрещенцы», обязаны были вести целомудренную жизнь, питаться только постной пищей. Они полностью отвергали брак, но при этом допускают блуд, считая его меньшим грехом. На протяжении столетий бегуны, преследуемые властью как «вредная секта» оставались малочисленной, разбросанной по глухим местам Сибири и Северного Урала группой.
Водяники. Водяники, или старопоповцы, принадлежат тем толкам, где полностью не отвергается священство. Они обличают староверов, принимающих священников за деньги, но признают переход духовного лица из православия в старообрядчество в случае, если священник отречется от «еретической веры».
Воздыханцы. В 1870 году в Калуге башмачник Иван Ахлебинин основал общину, получившую позднее название воздыханцев. Члены данного толка отвергали любое внешнее поклонение богу, иконы, таинства и церковную иерархию, однако признавали «толковые книги» – Евангелие, Деяния апостолов и Псалтырь. На молитвенных собраниях они вместо крестного знамения воздыхают, поднимая глаза к небу и проводя по своему лицу рукой или платком.
Потемщики относятся к тем, кто признает обряд крещения, но совершают его только по ночам, как бы подражая Христу. В Акулиновом согласии принято общежитие и безбрачие. Капитоновцы кшарского устава – сторонники радикальных подходов в самоубийстве за веру, участники массовых актов самосожжения. Рябиновцы считали, что крест Христа состоял из кипариса, кедра и певга. Последнее дерево они связывают именно с рябиной, из которой и следует изготавливать крест.
Единоверцы – ревнители древнерусской традиции в лоне РПЦ, то есть прихожане официальной церкви, молящиеся по старому обряду. Единоверие было учреждено в 1800 году императорским указом по представлению московского митрополита Платона (Левшина; 1737–1812 гг.) для тех старообрядцев, которые были согласны войти в подчинение Синоду, однако опасались оставить древние обряды. Единоверие предусматривало, что при сохранении старого богослужебного чина и древних обычаев единоверцы обязываются принимать священство от господствующей церкви и поминать за литургией новообрядческий Синод или патриарха, вполне подчиняясь им.
Термин «единоверие» был введен, чтобы подчеркнуть несамостоятельность, несамодостаточность общества старообрядцев, примкнувших к господствующей церкви.
Русское старообрядчество – пример поиска истины народом, но в тоже время постоянный укор русской Православной Церкви с ее упитанными попами, корыстью, сломанной государством духовностью, замирщением и пр., которые они постоянно обличают, начиная с протопопа Аввакума.
|