Теоретические концепции и их отличие от дашизма. Протестантизм
Протестантизм – совокупность религиозных общин (около 20000 деноминаций), каждая из которых отождествляет себя с Церковью Божьей, Христовой, и полагает, что исповедует чистую веру, основанную на Евангелии, на учении святых апостолов, но в действительности представляет собой псевдохристианскую общность, или секту.
В основе вероучения каждой протестантской общины, а также в основе норм богослужения и богопочитания лежит своеобразно интерпретированное богооткровенное учение, изложенное в Священном Писании, главным образом, в канонических Книгах Нового Завета.
Реформация Мартина Лютера
Протестантизм образовался в ходе Реформации, в XVI в. Причиной начала реформационных движений, главным образом, стало недовольство со стороны римских (италийских) пап. Лидером религиозной революции стал Мартин Лютер. Его планы заключались в частичной реформе церкви и ограничении власти папы. Открытое выступление Лютера (тезисы) против политики католической церкви состоялось в 1517 г.
Протестантизм, в силу вольного отношения к интерпретации Священного Писания, неоднороден и имеет тысячи направлений, но пока разделяет христианские представления о Боге Троице, единосущии Божеских Лиц, Богочеловеке Иисусе Христе (Воплощении, Искуплении, Воскресении Сына Божия), о бессмертии души, рае и аде, Страшном Суде и т.д. Резкая граница между православием и протестантизмом усматривается в отношении учения о Церкви.
Если бы протестанты согласились с православным (или даже с католическим) учением, им не осталось бы ничего иного, кроме как признать свои «церкви» ложными. Помимо того, что протестантизм отвергает учение о Православной Церкви как единственно истинной и спасительной, протестанты, частично или полностью, отрицают церковную иерархию (священноначалие), Таинства, авторитет Священного Предания, на основе которого строится не только толкование Священного Писания, но и богослужебная практика, аскетический опыт христианских подвижников, почитание святых и институт монашества.
Пять главных вероучительных тезисов классического протестантизма:
1. Sola Scriptura – «Только Писание». Библия (Священное Писание) провозглашается единственным и самоинтерпретируемым источником вероучения. Каждый верующий имеет право толковать Библию. Однако первый протестант Мартин Лютер замечал: «Сам дьявол может цитировать Библию с большой пользой для себя». Такое положение дел приводит к всё умножающемуся дроблению протестантизма на множество течений.
2. Sola fide – «Только верой». Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты отрицают их значение в качестве источника спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.
3. Sola gratia – «Только благодатью». Это доктрина о том, что спасение — это благой дар от Бога человеку и сам человек не может участвовать в своем спасении.
4. Solus Christus – «Только Христос». Спасение возможно только через веру во Христа. Протестанты отрицают ходатайство Богородицы и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми, считая, что верующие представляют собой «всеобщее священство».
5. Soli Deo gloria – «Только Богу слава». Тезис о том, что человек должен почитать только Бога. Учитывая, что протестантизм – не единое религиозное направление, но раздробленное на множество частных, эти замечания приложимы к различным протестантским общинам в различной мере. Так, лютеране и англикане признают необходимость иерархии, хотя и не в таком виде, как оно присутствует в Православной Церкви.
Отношение к таинствам в разных общинах неодинаковое: отличается как, собственно, отношением к ним, так и количеством признаваемых таинств. Протестантизму, чуждо почитание святых икон и святых мощей, чуждо учение об уместности молитв к Божьим святым как к ходатаям.
Отношение к Божьей Матери сильно разнится в зависимости от принятого в той или иной «церкви» вероучения. Сильно разнится и отношение к личному спасению: от убеждения, что спасутся все уверовавшие во Христа, до убеждения, что спасутся лишь те, кто к этому предопределен.
Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитарианство и социанство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возник ряд течений, известных как поздний, или неопротестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники.
В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов и других протестантских деноминаций.
|